8/21/2018

Регулирование крипторынка: мировые практики

Регулирование крипторынка: мировые практики

На сегодняшний день криптовалюта вызывает огромный интерес: невозможно смотреть сквозь пальцы на процесс, который всего за 9 лет своего существования стал известен половине земного шара. За один лишь 2017 год общая стоимость всех криптовалют перевалила за $600 млрд, выросла более чем на 3300%, а в течение 12 месяцев биткойн прибавил более 1300%.
Регулирование крипторынка: мировые практики
К 2027 году по оценке крупнейшего финансового холдинга Швейцарии UBS технология блокчейна позволит создать дополнительную экономическую стоимость в размере от $300 до $400 млрд. Бесспорное лидерство по количеству владельцев криптовалюты принадлежит Японии: на текущий момент из всех стран лишь у неё этот показатель двузначный и составляет 11%.

Технологию блокчейна применяют крупнейшие компании. Так, Microsoft заявил о поддержке проекта ID2020 по созданию единого глобального документа идентификации личности, чтобы помочь более чем 1 млрд человек со всего мира, у которых документы отсутствуют по тем или иным причинам. Компании Walmart и Nestle с помощью технологии блокчейна собираются отслеживать цепочку поставок, тем самым повысив безопасность пищевых продуктов. Количество направлений деятельности просто поражает: это и поставки решений в области smart-контрактов (стартап Eris Industries), и отслеживании посылки от склада до порога дома (стартап ShipChain), и даже целый «рынок идей», на котором можно выставить на продажу свою интеллектуальную собственность (стартап Loci).
Создаются проекты и на государственном уровне. Совместно с блокчейн-стартапом Guardtime Эстония взялась за создание единой базы медицинских книжек для населения. Эту же идею в Нидерландах воплощает компания Prescrypt (совместно с SNS Bank и Deloitte), а в США — компания BitHealth. Шведские чиновники решили облегчить  жизнь покупателям, продавцам и банкам и совместно с ChromaWay создают на блокчейне единый реестр земельных участков. Подобные проекты есть в Грузии, Гане и Гондурасе. В ОАЭ весь государственный документооборот планируют перевести на блокчейн к 2020 году. В штате Дэлавэр вводят систему регистрации компаний, выпуска акций, фиксирования решений советов директоров, перераспределения долей в результате купли-продажи на блокчейне (сингапурская компания Otonomos реализует подобный функционал в нескольких государствах). В отдельных странах технологию блокчейна в тестовом режиме используют для борьбы с коррупцией. В блокчейн-системе Грузии хранится около 200 тысяч записей о правах на земельные участки: с одной стороны она надежно защищена от несанкционированного доступа, с другой  — эти записи доступны для всех желающих.
Такое повсеместное внедрение технологии неизбежно подталкивает к вопросу о государственном регулировании. В Японии и Швейцарии прозвучали первые инициативы в законодательстве относительно криптовалюты. Более половины биткойн-сделок прошлого года по всему миру было совершено в японских йенах, причиной тому стал официальное признание биткойна платёжным средством со стороны правительства Японии. В то же время, руководство страны настроено очень консервативно и не спешит признавать валюту надёжной. Швейцария не признавала криптовалюту платёжным средством, согласно её законодательству, это активы, действия с которыми регулируются рядом документов, в том числе и Уголовным кодексом. Однако использование биткойна при покупке товаров или оплате услуг не требует получения специальной лицензии, а в отдельных кантонах криптовалютой можно оплатить даже муниципальные услуги. Банки охотно открывают счета для организаций, которые с ней работают: это объясняется тем, что государство просто не допускает ненадёжные компании к операциям с биткойном. В Швейцарии этим могут заниматься лишь те компании, на счету которых находится не менее $21,4 тысяч. Кроме того, криптовалюта облагается налогом, который взимается на уровне кантонов.
Швейцарский опыт в законодательстве можно было бы с успехом применить к российским реалиям: так же как и Швейцария на кантоны, Россия поделена на регионы, что позволяет скопировать систему налогообложения и установить размер налога в соответствии с регионом. Швейцарская модель более раскрепощённая, нежели регулятивная модель Китая, более смелая, чем модель Японии, а значит, и более доступная и удобная для всех участников рынка. Оплата услуг и товаров в такой модели максимально свободная. В то же время, высокие требования не позволяют попасть на рынок случайным ненадёжным компаниям.

Комментариев нет:

Отправить комментарий